ФЭНДОМ

Классификация проблемы
4dcf4d1a40036b4d6526fdd12bc31e6c
Сфера проблемы: Безопасность; Здоровье
Класс проблемы: Нападение животных на человека
Род проблемы: Болезни вызываемые животными
Вид проблемы: Иксодовые клещи
Масштаб проблемы:
Планета:
Страны:
8801
Статусы решения проблемы: 
Проблема не осознана:
Проблема игнорируется:
Поиск вариантов решения проблемы: +
Идет процесс решения проблемы: +
Проблема сдерживается +
Проблема решена:
Серьезность проблемы
Масштаб поражения:

Более 400 тысяч укушенных людей за 2013 год в России[1] Не считая домашних животных.

Смертность в год: 28 человек за 2013 год[2]
Инвалидность: Приблизительно 1500 человек в год. (Необходимо уточнить)
Срок возможного решения проблемы: 3 года

Иксодовые клещи (лат. Ixodidae) — семейство паразитиформных клещей (Acari). Насчитывают свыше 650 видов. Среди них встречаются опасные кровососы и переносчики клещевого энцефалита.

История появления проблемы Править

На территории России появились относительно недавно.

Профессор экологии Рем Хлебопрос: В мире порядка 10 тысяч видов клещей, они есть везде. Что же касается разносчиков энцефалита, то это, по его словам, так называемые иксодовые клещи, которые были зарегистрированы в Приморье еще в 30-х годах. «На Амур их, вероятнее всего, привезли наши казаки - скорей всего, на лошадях, - продолжает Хлебопрос. - Клещ до этого обитал в китайских субтропиках, но ввиду активной миграции населения в XIX веке (первая и вторая опиумные войны, восстание тайпинов, восстание «боксеров») распространился на север. А Уссурийский край по климатическим условиям напоминал ему родину. Адаптировавшись к новому климату, научившись зимовать, клещ стал продвигаться на запад. В 1950-1953 годах, освоив таёжную зону, он перевалил через Урал и пошёл дальше. Сейчас клещ уже превратился в проблему для Австрии и Швейцарии».[3] 

Динамика проблемыПравить

432 (1)

Заболеваемость клещевым энцефалитом в России в 1939-1999 гг.

Клещевой энцефалит для населения нашей страны среди арбовирусных инфекций представляет наибольшую опасность. Он встречается на всей территории России в средней полосе от Дальнего Востока до западных границ, причем заболеваемость в некоторых регионах (Предуралье, некоторые регионы Сибири) может быть достаточно высокой, достигающей показателей 20-30 на 100 тыс. населения в год (Г. Г. Онищенко, 2002 г.).

Летальность при КЭ колеблется в разные годы и в различных местностях от 1,5-3 до 17-26%. Также значительно варьирует частота органических поражений центральной нервной системы, достигая 22—25%. Учитывая, что регистрация клещевого энцефалита базируется на учете манифестных, часто тяжелых, форм, вызывающих инвалидность и сопровождающихся высокой летальностью, эти цифры не могут не вызывать беспокойства.[4]

В 2012 году было зарегистрировано 2 503 больных клещевым энцефалитом (1,7 на 100тыс.), в том числе 292 ребенка до 14 лет. Показатель летальности в 2012 году увеличился – всего за время эпидемического сезона от клещевого энцефалита погибло 37 человек. Мониторинг зараженности клещей выявил, что переносчиками вируса являются 5% всех особей.[5]

За 2013 год в Российской Федерации зарегистрировано 2255 случаев заболевания КВЭ, показатель заболеваемости 1,58 на 100 тыс. населения, в т.ч. 222 случая среди детей до 17 лет. По сравнению с прошлым годом отмечено снижение заболеваемости на 21,3%.

В 2013 году зарегистрировано 28 летальных исходов от КВЭ (в 2012 г. 37). Максимальное количество летальных исходов (10 сл.) зарегистрировано в Сибирском федеральном округе. [6]

Описание проблемы в настоящее время Править

В России эти кровососущие к настоящему времени успели заселить практически всю лесную и лесостепную зону, они встречаются даже в тундре, за исключение районов вечной мерзлоты. По оценкам ученых, всего на нашей территории обитает примерно 3,5 млрд. клещей (то есть на каждого жителя страны в среднем приходится по 25 насекомых). Особенно эти членистоногие агрессивны на Дальнем Востоке, на Урале, в Сибири и Карелии, а также в Ивановской Псковской, Ярославской, Костромской, Пермской и Ленинградской областях.

Причем если раньше в группе риска были преимущественно представители профессий, деятельность которых связана с пребыванием в лесу - работники леспромхозов, геологи, охотники, строители автомобильных и железнодорожных дорог, прокладчики трубопроводов, топографы. То сейчас, как отмечают эпидемиологи, около 80 % заболевших клещевым энцефалитом горожане, которых клещ настиг на прогулке в парке, пригородном лесу или на дачном участке.

По количеству случаев заболевания клещевым энцефалитом наша страна занимает первое место в мире. Этой опасной инфекцией, по оценкам экспертов, в России ежегодно заболевает около 3 тысяч человек, их них 30 % - дети. При этом вероятность умереть от укуса энцефалитного клеща, обитающего на северо-западе и в средней полосе (по разным оценкам) составляет от 1 до 3 %. А на Дальнем Востоке смертельные исходы наступают у 20-40 % заболевших.

Не менее опасно и другое заболевание, передающееся этими вредными кровососами, - боррелиоз или болезнь Лайма (Лайм - город в США, штат Коннектикут, где впервые была описана болезнь). Каждый пятый таежный клещ переносит бактерию, которая приводит к заражению этой инфекцией. Она поражает нервную систему, суставы, сердце, а начинается все с красного пятна в виде колец на коже в месте укуса.

В России заразиться болезнью Лайма можно после укуса клеща в лесах Ленинградской, Тверской, Ярославской, Костромской, Калининградской, Пермской, Тюменской областей. На Урале, в Западной Сибири и на Дальнем Востоке клещи, несущие боррелиоз, встречаются на пастбищах. В зависимости от сезона вероятность заболевания после укуса варьируется от 5 до 90 %.

Ежегодно в России регистрируется около 3 тысяч случаев клещевого энцефалита, около 30 больных гибнет. Клещевым боррелиозом заболевают примерно 8-9 тысяч человек.

Затраты на лечение одного больного составляют порядка 30 тысяч рублей.[7]

Список болезней переносимых иксодовыми клещами

Стандартные методы борьбы с проблемой Править

Индивидуальные методы защиты от проблемыПравить

Выбираясь в лес или на природу, нужно подбирать соответствующую одежду, которая не позволила бы клещу присосаться, - никаких щелочек, через которые они могли бы проползти, не должно быть. Надо знать, что живут они не на деревьях, а преимущественно в высокой траве или кустарнике. Могут подняться на высоту до 50-150 см, и там ожидать свою жертву. А значит, обувь обязательно должна быть закрытая, одежда с длинным рукавом, не помешает капюшон или головной убор.

Полезно обрабатывать одежду современными репеллентами: после контакта с обработанной тканью клещи теряют способность присасываться и падают.

Для того, чтобы передать инфекцию, насекомые должны достаточно долго сидеть на человеке - от нескольких часов до нескольких суток. Поэтому, если его вовремя снять, то вероятность инфицирования сильно снижается. Поэтому важно периодически осматривать себя и друг друга, хотя бы каждые 15-30 минут: самые любимые места клещей - шея, подмышки, области паха и пупка, ушные раковины. 

Методы профилактической защиты от проблемыПравить

  • На данный момент существует только прививка от клещевого энцефалита, и то каждые три года ее необходимо повторять. Прививок против клещевого боррелиоза, а также ряда других инфекций, переносчиком которых является клещ, - от той же геморрагической лихорадки - в мире пока не существует. Но даже имеющейся от клещевого энцефалита вакциной охвачено менее 50 % населения в тех регионах, где это жизненно необходимо.
  • Опрыскивание ядохимикатами мест отдыха людей. 

Масштабные методы защиты от проблемыПравить

Обработка ядохимикатамиПравить

Список некоторых ядохимикатов для уничтожения клещей

Обработкой территорий веществами ядовитыми для клещей, должны заниматься территориальные управления Роспотребнадзора. Обработки проводятся обычно только на тех территориях, где есть опасность клещей и где заведомо известно, что там будут жить люди - это пионерские лагеря, дома отдыха, санатории, городские лесные парки. Такие территории обрабатываются, иногда по нескольку раз в год.

Побочные проблемыПравить

Руководитель лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко: «Препараты, которые есть, они либо дороги (поэтому используются на ограниченных пространствах внутри городов - в парках и лесопарках), либо очень ядовитые, как например, ДДТ, который использовали в 70-е годы (сейчас он тотально запрещен), либо, как третий вариант, они просто не действуют, - говорит эксперт. - Поэтому массово в лесах этим никто сейчас не занимается, да и совершенно не реальная это вещь - извести клещей. Пока она человеку неподвластна. Когда были накоплены огромные запасы ДДТ, пытались в отдельных районах большие площади посыпать, но от такой защиты было больше вреда - погибало все живое».

«Некоторые пытаются бороться с клещами поджогами: стараются выжечь сухую траву в расчете на то, что потом на этой территории клещей не будет. А это как раз приводит к обратному эффекту, потому что гибнут муравьи и другие хищные насекомые, которые естественные враги клещей. В результате клещей становится только больше».[8]

Химические средства борьбы с клещами не безопасны для окружающей природы и могут нанести вред человеку, поэтому их применение должно проводиться в строгом соответствии с инструкцией и соблюдением допустимого количества используемого вещества.

Однако вред, создаваемый химическими средствами борьбы с клещами, меньше чем угроза, исходящая от бесконтрольного их распространения.

Создание неблагоприятных условий для размноженияПравить

Скашивание травы[9]

Ликвидация последствий проблемы Править

Что делать, если вас укусил клещ?

Инновационные методы решения проблемы Править

Биологические методыПравить

После открытия в США специфических паразитов иксодовых клещей в лице мелких наездников (Chalcidoidea), возникла мысль об использовании их для борьбы с клещами. 
209

Такими паразитами являются Ixodiphagus texanus, Hunterellus hcokeri (— Ixodiphagus caucurtei).  

Самка наездника прокалывает яйцекладом покровы нимфы и откладывает внутрь тела клеща несколько яиц. При 22° С развитие Н. hookeri в нимфах /. ricinus продолжается от 36 до 70 дней. В природных условиях при колебаниях температуры между 10— 26° С развитие затягивается до 111 дней

Развивающиеся личинки наездника выедают внутренние органы зараженного ими клеща и в нем же закукливаются. Вылупляющиеся имаго прогрызают оставшийся и опустевший хитиновый «футляр» клеща и выходят на волю. Из нимф I ricinus выходит 2—19 особей наездника, а из Hyalomma asiaticum, дающей вследствие своей величины гораздо больше питательного материала, выходит до 24 экземпляров наездника.

Были произведены попытки акклиматизации Hunterellus hookeri и выпуска множества выведенных особей (свыше 4 миллионов) на свободу в расчете на поражение ими соответственно большего количества клещей (Dermacentor andersoni). Результаты еще не ясны, но это не должно останавливать изучения вопроса для попыток практического использования наездников в системе борьбы с клещами. [10]

Использование мышей.Править

Мыши привлекаются в в картонные трубки с ватой, где обмазываются ядом для клещей, которые погибают напав на такую мышь. [11]

Робототехнические методыПравить

Робот-дезинсектор заманивает и отравляет клещей. Этот метод дезинсекции помогает избавиться от 75-100% клещей на обработанной территории. Полковник Джим Сквайр, профессор электро-компьютерной инженерии и руководитель проекта, утверждает, что единственным более действенным методом борьбы с клещами является применение химического спрея, который, однако, может иметь нежелательные побочные эффекты, негативно сказывающиеся как на флоре, так и на местных диких животных (помимо клещей). Сквайр утверждает, что использование мобильного робота безопасно для детей, а его экологичность подтверждена Управлением по охране окружающей среды США.[12]

Идеи решения проблемы Править

  • Использовать яд безопасный для позвоночных животных, и смертельный для кровососущих клещей. Отравленные зерна скармливать диким мышам, которые в свою очередь отравят клещей через кровь.
  • Найти ценные вещества в клещах, и разработать методы их извлечения. (Возможно это будет обезболивающее) Став ценным ресурсом клещи могут быть истреблены вблизи населенных пунктов.
  • Если назначить стоимость за голову одного клеща в один рубль, то соотвественно 1млрд. руб., потребуется на уничтожение одного миллиарда клещей. Можно организовать новую профессию — "Клещелов". (Популяция клещей в России приблизительно 3,5млрд. особей)
  • Привлечь армию для борьбы с этими врагами.
    • Можно создать телеуправляемых роботов тройного назначения, с функциями: уничтожения клещей, тушения пожаров, и взятия в плен вооруженых сил противника.
    • Клещей можно, распозновать, и уничтожать лазерной системой сканирования, путем импульсного повышения мощности.[13]
  • Автономный робот, может точечно опрыскивать вредителей, многократно уменьшая расход ядохимиката, и вред для безвредных насекомых [14][15]

ФактыПравить

  • Иксодовых клещей можно ловить на белый флаг. Клещи инстинктивно цепляются за движущиеся объекты, а также их привлекает углекислый газ, выделяемый человеком и животными.
    4a77636756ec88f1b8adba2568de6129

    Отлов иксодовых клещей на флаг в Тюменском районе к.б.н. Ю.В.Глазунов

  • У представителей надсемейства Argasidae встречается явление омовампиризма, когда голодная особь нападает на сытого «собрата» и питается выпитой им кровью.
  • Самка иксодовых клещей съедает в сотню раз больше чем самец и отличие в величине у сытой и голодной самки весьма существенно. Насытившая самка клеща - иксода почти в 150 раз крупнее голодной. (Возможно, что это источник идеи о надувной мебели :))
  • Самки откладывают 1000–3000 яиц на основание стеблей растений. Через 4–10 недель вылупившиеся личинки, внешне напоминающие взрослую особь, вскарабкиваются на вершину кустарника и остается там, поджидая подходящего хозяина. Обзаведясь хозяином, личинка 3-5 дней сосет кровь, если хозяин имеет маленькие размеры (ящерицы, птицы, мыши), потом покидает его, прячется на грунте под лесной подстилкой, и после линьки превращается в нимфу. Нимфы ищут своих хозяев так же, как и личинки, и после 4–8 дней паразитирования на них, они перебираются на землю и после линьки превращаются во взрослых клещей.
  • Клещи предпочитают охотится вдоль тропинок.

Рекомендации по решению проблемыПравить

  1. Произвести поиск дополнительных идей решения проблемы
  2. Организовать эксперименты с применением роботов по уничтожению кровососущих клещей. (Механический метод)
  3. Организовать  эксперименты с разведением естественных биологических врагов кровососущих клещей. (Экологический метод)
  4. Проводить массовое очищение от клещей применяя распыление противоклещевых ядохимикатов, вблизи и на территории населенных пунктов, в качестве временной вынужденной меры. (Химический метод) Одновременно с этим, необходимо вести разработку, более совершенных щадящих методов борьбы.  

Открытые вопросы по проблемеПравить

  • Правда ли то, что кровососущих клещей еще 100 лет назад не было в России?
  • Сколько всего расходуется средств, на борьбу с кровососущими клещами, в год?
  • Какова сумма убытков в год из-за этой проблемы?
  • Сколько человек становится инвалидами, в год, из-за этой проблемы?
  • Возможны ли экологические проблемы из-за исчезновения видов кровососущих клещей, на территории России?
  • Насколько вредно опрыскивание ядохимикатами, в плане уничтожения непричасных насекомых или животных?
  • Динамика проблемы. Продолжет ли в России, расти количество случаев заболевания клещевым энцефалитом?

См. ТакжеПравить

Организации занятые решением проблемы Править

Примечания Править

  1. http://doctorpiter.ru/articles/8150/
  2. http://doctorpiter.ru/articles/8150/
  3. Лето-2011: Клещ на пороге
  4. http://medicalplanet.su/397.html MedicalPlanet
  5. http://www.xn--b1afkidmfaflnm6k.xn--p1ai/2013/03/kleshhevoj-encefalit-v-2013-godu/
  6. http://mos03.ru/workmans/letters/ixodes-2014.php
  7. Свободная пресса 3 июня 2011 года
  8. http://svpressa.ru/society/article/43972/
  9. http://www.wildlife.by/node/29610 Белорусский паразитолог советует экологические методы борьбы с клещами
  10. http://dommedika.com/laboratoria/460.html Dommedika
  11. http://dezsistema.ru/article/klesch/%D0%91%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D0%B0%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B8.html
  12. http://www.plummynews.ru/robot-dezinsektor-izbavit-vash-uchastok-ot-kleshhej/ Робот-дезинсектор избавит ваш участок от клещей
  13. http://www.dailytechinfo.org/np/1034-iz-pushki-po-vorobyam-iz-lazera-po-komaram.html Из пушки - по воробьям, из лазера - по комарам.
  14. http://gnti.ru/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF+%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9/ZKbuhAQtkd8 Прототип сельскохозяйственного робота для локального уничтожения вредителей
  15. http://prezi.com/wvw_nj8lzqxy/presentation/

Источники Править