ФЭНДОМ

Vision Zero — шведская программа безопасности дорожного движения.

В Швеции реализуется радикально новый подход к безопасности дорожного движения, благодаря чему число смертей и серьезный травматизм на дорогах значительно снизились. Со времени его принятия прошло десять лет, и теперь стратегию «нулевой цели» — Vision Zero — перенимают и многие другие страны мира. Высокий уровень всеобщего осознания проблем дорожной безопасности позволил сократить число ДТП со смертельным исходом на дорогах Швеции. Фото: Эмма Нильссон. Высокий уровень всеобщего осознания проблем дорожной безопасности позволил сократить число ДТП со смертельным исходом на дорогах Швеции. Фото: Эмма Нильссон.

Ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибает около 1,4 миллиона человек — девятый по значимости фактор смертности. Однако в Швеции, где вероятность погибнуть в автокатастрофе куда ниже, чем в большинстве других стран, новый подход к этой проблеме делает даже низкие показатели смертности в результате ДТП неприемлемыми.

ДТП: «нулевая терпимость» Принципиальная установка стратегии Vision Zero такова: дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом и увечьями недопустимы. До сего времени на ДТП и случаи смерти в автокатастрофах смотрели как на неизбежное зло, с которым приходится мириться в интересах мобильности граждан.

Швеция изначально была одним из пионеров дорожной безопасности. Она была среди первых стран, где пристегивание ремнями безопасности как на передних, так и на задних сиденьях было предписано законом. Но даже при высоком уровне ожиданий результаты не могут не впечатлять. Сооружение разделительных барьеров привело к сокращению числа лобовых столкновений на 80%, благодаря снижению максимально допустимой скорости в черте города удалось снизить травматизм среди пешеходов и велосипедистов на 50%, а от нового закона, предписывающего ношение защитного шлема всеми детьми-велосипедистами в возрасте до 15 лет, ожидается дальнейшее снижение этого показателя.

Принципы Править

Базовым принципом программы является недопустимость дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Данный принцип ещё называют принципом «нулевой терпимости», согласно ему нельзя относиться к смертям на дороге как к неизбежному злу, связанному с автомобилизацией.

Основной подход программы к этой проблеме призван снять с водителей основную вину за смертельные происшествия на дорогах, сделать так, чтобы в решении проблемы участвовали и те, кто строит и обслуживает дороги, производители автомобилей. Разработчики программы понимают, что водители — обычные люди и будут ошибаться всегда. Однако необходимо организовать дорожное движение таким образом, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам.

Средства Править

  • Перекрёстки с круговым движением. Несмотря на то, что светофорное регулирование снижает число аварий и увеличивает пропускную способность перекрёстка, как правило, аварии на них приводят к более тяжёлым последствиям чем на перекрёстках с круговым движением.
  • Дороги с разделительным барьером. Решение эффективно предотвращает аварии, связанные со столкновениями встречного автотранспорта. Строительство разделительных барьеров активно ведётся в Швеции с 1998 года.
Файл:Sweden road sign C31-3.svg
  • Ограничение скорости в населённых пунктах до 30 км/час. По исследованиям учёных, именно скорость в 30 км/час является пределом, при котором большинство пешеходов выживают при наездах транспорта. Власти населённых пунктов Швеции получили полномочия самостоятельно определять участки для введения данного ограничения.
  • Очистка прилегающих к дорогам территорий. Для минимизации последствий съезда транспорта с дороги с прилегающих территорий были убраны опасные предметы: камни и деревья, установлены заборы.
  • Подробное расследование аварий со смертельным исходом. Все дорожные аварии со смертельным исходом расследуются специальной комиссией. По окончании расследования предлагаются решения, которые бы позволили избежать повторения случившегося.
  • Напоминания о ремнях безопасности. Производимые в стране автомобили оснащаются системами напоминания о ремне безопасности, показатель использования ремней в таких автомобилях достигает 100 %.
  • Алкозамки. Технология, предназначенная уменьшить количество случаев вождения в нетрезвом виде.
  • Фоторадары. Средство контроля за установленными ограничениями скорости на дорогах.
  • Велосипедные шлемы. Все дети до 15 лет обязаны использовать шлем при езде на велосипеде.

Результаты Править

Программа начала претворяться в жизнь в 1997 году. Вот показатели смертности в ДТП в Швеции:[1]

Год Смертность
1997 541
1998 531
1999 580
2000 591
2001 583
2002 532
2003 529
2004 480
2005 440
2006 445
2007 471
2008 397
2009 358
2010 266
2011 319
2012 286

Как видно из статистики, общее число смертей на дорогах сократилось, несмотря на увеличение парка транспортных средств. Швеция имеет один из самых низких показателей смертности от ДТП в миреШаблон:Нет АИ.

Опыт Швеции готовы перенять и другие европейские страны, например Великобритания.

Примечания Править

Ссылки Править

http://www.sweden.se/ru/Start/Work-live/Reading/Swedens-road-safety-vision-catches-on/